К основному содержимому

Маркировка товаров

Инструкция для владельцев магазина о том, как соблюсти закон о маркировке товаров

Мария Тау avatar
Автор: Мария Тау
Обновлено более 3 лет/г. назад

Маркировка товаров: что делать интернет-магазинам

Подробнее о маркировке товаров можно узнать на сайте честныйзнак.рф.

Что такое маркировка товаров и зачем нужна?

Маркировка — это нанесение на товар специального изображения, похожего на QR-код. Производитель должен проставлять такую марку на каждом товаре (например, выпустил 10 белых футболок — для каждой нужен индивидуальный код).

Справа пример кода Data Matrix, который используется для маркировки товаров

Маркировка нужна, чтобы отследить путь товара от производителя до покупателя, а значит гарантировать качество товара и очистить рынок от подделок. Плюс нововведение должно упростить учёт, уменьшить количество ошибок и помочь сэкономить на логистике. А каждый покупатель сможет проверить, оригинальный товар он купил или подделку, с помощью приложения «Честный знак» для iOS и для Android.

Кто и когда должен маркировать товары?

По плану к 2024 году должны маркироваться все товары — от сигарет и лекарств до одежды и детского питания. Позаботиться о маркировке своего товара должен производитель (ниже расскажем, как это сделать).

Сейчас уже маркируют: шубы, алкоголь, сигареты и некоторые лекарства.
С 1 июля 2019 года — обувь.
С 1 декабря 2019 года — шины, пальто, одежда из кожи, постельное и кухонное бельё, блузки и фотоаппараты.
С 1 января 2020 года — лекарства.

Потом настанет очередь продуктов питания, мебели и других товаров. Следите за новостями, чтобы вовремя узнать даты начала маркировки своего товаров.

Выдаёт коды маркировки ЦРПТ — центр разработки перспективных технологий. На его базе создана система цифровой маркировки товаров «Честный знак». Туда с помощью онлайн-касс будет передаваться вся информация о движении товара.

Как продавать маркированный товар в интернет-магазине?

Маркировка касается не только производителя. Продавцам тоже нужно подготовиться: перестроить свои бизнес-процессы, купить или обновить оборудование.

Процесс продажи будет выглядеть вот так:

  1. Товар доставлен в ваш интернет-магазин. Проверяете наличие кодов маркировки на упаковках товаров и их соответствие кодам в накладной.

  2. Сканируете коды и вносите в базу товароучетной системы. Данные о том, что продукция переместилась со склада поставщика в ваш магазин, отправляются в ЦРПТ.

  3. Покупатель делает заказ в интернет-магазине:Оплачивает онлайн. Вы отправляете ему электронный чек без кода маркировки. Когда пакуете посылку, сканируете код маркировки на товаре, он добавляется в чек. Вкладываете чек с кодом в посылку. Получается, в этом случае вы выдаёте 2 чека.Оплачивает при получении. Когда выдаёте посылку и принимаете оплату, сканируете код маркировки, выдаёте чек с кодом. То же самое делает курьер или сотрудник Почты России, если посылка доставляется с их помощью.

Кроме графического изображения в коде есть и «человекочетаемая» цифровая часть

Сканер для кодов маркировки подключен к онлайн-кассе. В момент сканирования кода и выдачи чека информация о товаре попадает в онлайн-кассу, далее в ОФД, а оттуда передаётся в ЦРПТ. Там товар отмечается как проданный и выводится из оборота.

Как подготовить интернет-магазин?

Продавцы обуви: вам с 1 июля и до 1 октября 2019 года нужно проделать все шаги, описанные ниже. Остальным — пока по желанию, но лучше начать раньше, чтобы не паниковать, когда придёт время.

Шаг 1. Зарегистрируйтесь в системе «Честный знак»

В разделе для бизнеса на сайте «Честный знак» подайте заявку на регистрацию. Выберите свою товарную категорию, введите ИНН, телефон и электронный адрес. На указанную почту придет письмо с инструкциями.

Форма подачи заявки для регистрации в системе «Честный знак»

Шаг 2. Оформите электронную подпись

Для работы в личном кабинете участника системы вам потребуется электронная подпись. Сертификат электронной подписи можно получить в одном из аккредитованных центров, стоимость от 2600 рублей.

В центре вам выдадут инструкцию, как установить подпись на своём компьютере.

Шаг 3. Модернизируйте онлайн-кассу

Информация о коде маркировки теперь будет добавляться в каждый кассовый чек. Чтобы касса могла это сделать, нужно её перепрошить. Обратитесь в центр обслуживания своего кассового аппарата, вам помогут установить необходимые обновления. Возможно, ваша касса уже готова к обработке кодов, и у вас одной заботой меньше.

Или купите онлайн-кассу, которая работает с маркировкой, если пока ещё этого не сделали. Читайте подробнее про онлайн-кассы и 54-ФЗ.

Если вы используете облачные онлайн-кассы (например, Robokassa), ничего делать не нужно. Сервис сам позаботится о модернизации.

Шаг 4. Купите 2D-сканер для сканирования кода DataMatrix

Коды маркировки надо сканировать:

  • при приеме каждой партии товара, чтобы внести коды в товароучетную систему;

  • при продаже покупателю — код автоматически включится в чек и отправится в ОФД.

Сканер подключается к онлайн-кассе. Большинство современных моделей 2D-сканеров поддерживает считывание кода маркировки Data Martix, но при покупке лучше уточните это у продавца.

Шаг 5. Подключите систему электронного документооборота

Меняются правила приемки товаров: все сопроводительные документы теперь будут передаваться в электронном виде. Тем, кто еще не использует систему электронного документооборота (СЭД), нужно её подключить.

Некоторые товароучетные системы (например, МойСклад, EKAM) предоставляют в том числе услугу электронного документооборота. Как вариант, можно использовать их.

Что делать, если я — производитель товара?

Если производите товар, вам придется заказывать коды маркировки и распечатывать их. Схема (после регистрации в системе «Честный знак», как в предыдущем пункте) такая:

  1. Вы в личном кабинете направляете оператору ЦРПТ запрос о создании кода маркировки. Стоимость 1 кода — 50 копеек без учета НДС.

  2. Оператор генерирует уникальный код и передаёт вам.

  3. Вы распечатываете этот код в виде DataMatrix и наносит его на упаковку товара.

Кроме сканера штрихкодов нужно будет купить:

  • принтеры этикеток для маркировки товаров;

  • терминалы сбора данных с программным обеспечением для склада и приёмки товара.

Каждая марка уникальна. Она может быть напечатана и использована только один раз для одного товара.

Что делать прямо сейчас?

Если вы продаёте обувь, срочно регистрируйтесь в системе «Честный знак» и следуйте инструкциям. Остальным можно готовиться не торопясь:

  1. Подайте заявку в «Честный знак».

  2. Оформите и установите цифровую подпись.

  3. Узнайте у поставщика своей онлайн-кассы, готова ли она для работы с кодами маркировки. И что делать, если не готова.

На организацию процесса придётся потратить время и деньги, поэтому лучше всё сделать постепенно и без паники.

Нашли ответ на свой вопрос?